Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Выставка «Привычки милой старины»


Выставка знакомит нас с отдельными явлениями повседневной культуры и быта разных сословных групп русского общества XIX века на материалах художественных коллекций музея «Новый Иерусалим». Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи и привычки, которые передаются и сохраняются поколениями. Одной из таких укорененных привычек русского человека в ХIХ веке становится чаепитие, хотя знакомство с чаем отмечается в Московском царстве еще в ХVII столетии.

В     ХIХ веке чай употребляли многие народы, но русская традиция чаепития имела свои особенности, свой «колорит». Большую роль в нем играл самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая, «русская чайная машина», как его называл на Западе.   Существует легенда, что самовар в Россию завез из Голландии Петр I, но в действительности самовары появились только через полвека после смерти царя Петра на заводах Урала. Самовар стал частью русской культуры, он воспет многими поэтами и художниками, а в настоящее время стал предметом коллекционирования. Коллекция самоваров ХVIIIХIХ вв., сформированная в музее «Новый Иерусалим» в послевоенные годы, составляет значительную часть его художественного собрания.   Она и стала основой выставки.

До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства в России было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением семейного уюта и гостеприимства, но и своеобразным выражением материального достатка. На выставке представлены самовары и другие «водогрейные» устройства разнообразных форм, которые были характерны для центров самоварного производства в Российской империи.

Представлена самоварная продукция середины XVIII века, выполненная мастерами уральских заводов, принадлежащих крупнейшим промышленникам Демидовым и известными тульскими фабриками ХIХ в.: «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева», фабрика С.К. Пучкова, фабрика братьев Воронцовых и др.

Экспонируемые на выставке предметы из других музейных коллекций декоративно-прикладного искусства (фарфор, стекло, папье-маше), предметы меблировки,  служат более полному раскрытию атмосферы чаепития и расширяют привычные рамки вовлеченных в нее предметов.  На выставке воссозданы элементы интерьеров с сервированными столами для разных видов застолья.

Другой, не менее значимый предметный ряд выставки составляют многочисленные портреты – женские и мужские, людей разных сословий, в окружении предметов  своего рода знаков их быта и привычек. Среди этих портретов экспонируется «Портрет князя М. Н. Волконского с семьей» – редкий в русском искусстве тип группового портрета. Портрет является копией с несохранившегося произведения швейцарского художника ХVIII в. Иоханна Барду, выполненной крепостным художником по имени Савелий. В портретах, помимо индивидуальных натурных черт портретируемых, отображается стиль и мода времени их написания. Такими «стильными» портретами на выставке является портрет Елизаветы Михайловны Шаховской кисти Ф.А. Тулова и портрет Екатерины Алексеевны Мусиной-Пушкиной, который, предположительно, принадлежит кисти В.Л. Боровиковского. 

Легко узнаваемы на портретах представители купеческого сословия – «ядра коренного московского народонаселения», – по выражению В.Г. Белинского.  Если дворянство разнилось в зависимости от того, было оно столичным или провинциальным, особенно в первой половине ХIХ в., то «не только саратовские и астраханские, но и якутские купцы имеют очень большое сословное сходство с петербургскими, и сословные привычки их почти в одинаковой степени заслуживают сочувствия или порицания". (Н.Г. Чернышевский). Петр I, выделив купечество из общей массы горожан, ввел их разделение на гильдии, но окончательный вид гильдейское устройство купечества приобрело при Екатерине II. Гильдейские права купцов строго регламентировались.  Русское купечество в своем быту более других сословий сохраняло «привычки милой старины».

Частью социальной повседневности дореволюционной России являлись питейные заведения. За ХVIIIХIХ века сложилась довольно богатая система такого рода общественных мест, обслуживающая разные социальные слои империи – от кабаков до фешенебельных столичных ресторанов. Несмотря на уровень предлагаемых услуг, все они вписывались по законодательству в понятие «трактирный промысел», т.е. содержание мест, «чтобы… люди трактировать могли за свои деньги» (Указ Петра I от 1719 г.).   К концу ХIХ века кабак и трактир остались самыми распространенными. На выставке представлен трактирный самовар, дополненный живописной жанровой сценой «В кабаке» и рядом лубков, иллюстрирующих кабацкий быт. Трактир отличался от кабака по многим позициям. В ХVIII – первой половине ХIХ в. трактир использовался как постоялый двор. К концу ХIХ века он превратился как бы в «небольшой ресторан низшего разряда» для «чистой» публики, в котором можно было заказать не только горячительные напитки, но и выпить чаю и кофе.  

В нашем быстротечном современном мире добрая, русская традиция чаепития с настоящим самоваром, практически ушла в прошлое.  И то, что в ХIХ веке было неотъемлемой частью культуры и быта, в настоящее время становится предметом антиквариата и украшением музейных собраний.  Выставка «Привычки милой старины» позволит посетителю окунуться в атмосферу русской традиции чаепития.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1

Тел. +7 (498) 317-29-10 

 

Купить билет онлайн