«За парадным фасадом эпохи» | Музей Новый Иерусалим
• Уважаемые посетители! 26 апреля выставка «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников» работает до 17.30.
Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Государственный историко-художественный музей
      • Режим работы
        • ВТ 10:00 - 19:00
        • СР 10:00 - 19:00
        • ЧТ 10:00 - 20:00
        • ПТ 10:00 - 20:00
        • СБ 10:00 - 20:00
        • ВС 10:00 - 19:00
        • ПН Выходной
  • Ru En
«За парадным фасадом эпохи»

В состав выставки «За парадным фасадом эпохи» вошли картины русских художников первой половины ХХ века, хранящиеся в собрании музея «Новый Иерусалим».

Работы известных мастеров – Р. Фалька, А. Осмеркина, А. Шевченко, А. Волкова, А. Фонвизина, Н. Ульянова – украшают музейное собрание, но не являются его основой. Формирование музейной коллекции этого периода всегда было направлено на открытие пропущенных в официальной истории советского искусства имен художников, оказавшихся «за парадным фасадом эпохи». Искреннее, обращенное к извечным ценностям, их творчество не могло прийтись ко двору в пору, когда основным методом был объявлен метод социалистического реализма с его классовым, партийным подходом.

Большинство из представленных мастеров: Д.Е. Гуревич, Н.А. Лаков, Е.П. Левина-Розенгольц, А.А. Поманский, О.А. Соколова, Л.Н. Соловьев – прошли школу авангарда, начав свой путь в атмосфере подъема первых послереволюционных лет. Уже в ранних работах проявился талант ученицы Р. Фалька Е.П. Левиной-Розенгольц. Социальная и типажная заостренность картины «Кухарка», написанной художницей в 1927 году, сближает ее с традициями русского реалистического портрета рубежа ХIХ–ХХ веков.

Творчество ученицы Ильи Машкова Ольги Александровны Соколовой представлено в музейном собрании разными периодами. Ее дарование в полной мере проявилось уже в годы ученичества. Пример тому – «Портрет братьев Смирновых» выполненный художницей в 1924 году.  От фигур, застывших как в моментальном снимке, от звучного цветового строя картины и плотной осязаемой живописной фактуры исходит огромная жизнеутверждающая энергия, энергия не только темперамента художницы, но и эпохи, в которую создавалось произведение.

Собрание представляет искусство мастеров, входивших в 1920-е годы в разные объединения: Л.Ф. Жегина и В.Ф. Пестель, состоявших в «Маковце», а затем в группе «Путь живописи»; С.М. Романовича, сохранявшего до конца жизни приверженность идеям «Маковца»; А.Ф. Софроновой, В.М. Милашевского и Т.А. Мавриной из группы «13»; Р.Н. Барто и Н.И. Витинга – участников объединения «Цех живописи».                            

Перечень группировок, в которые входили художники, можно продолжить, но важнее отметить, что при всех различиях неофициальное искусство «тридцатых» предстает как удивительно  цельное явление. Поэтичность, романтическая взволнованность отличает многие произведения художников, в независимости от их принадлежности к тому или иному объединению. Ими проникнуты работы Ростислава Барто, Льва Соловьева, Евгения Окса, Николая Тарасова, Антона Ястржембского.

Искусство мастеров «тридцатых» имело гуманистическую направленность. Интерес к человеку, оказавшемуся в новых жизненных обстоятельствах после революционных событий,  определял художественные поиски многих живописцев. Лапидарными и яркими характеристиками отличаются портреты Доры Гуревич. Образом эпохи можно назвать созданный ею портрет «Нюша», написанный в период ученичества у К. Малевича. В портрете ярче всего проявился талант Александра Поманского, обучавшегося во Вхутемасе в студиях М.В. Леблана и И.И. Машкова. Портреты А.А. Поманского разнообразны: от внутренне экспрессивных до почти классически выверенных. Привлекательны портреты Е.Ф. Ермиловой-Платовой. Как правило, это портреты простых, иногда малознакомых художнице людей, которые отличает простота и задушевность. Внутренним достоинством и какой-то особой просветлённостью отличается созданный художницей образ девушки-фронтовички (1943).

Излюбленный жанр мастеров «тридцатых» – жанр городского пейзажа. Гармоничность и умиротворённость московских пейзажей Сафроновой кажется, диссонируют с духом времени. Они отражают скорей внутреннее видение и внутреннюю свободу художницы, чем «железную поступь» «индустриального» века. 

Иной предстает Москва в картинах ученика А.М. Родченко Николая Лакова.  Москва Лакова – это современный ему город, с постройками конструктивистов и трамваями. Лаконизм и прямолинейность форм домов, изображенных художником, создают атмосферу неуюта. Высокие заборы, колючая проволока, ночное освещение, – все это усиливает состояние тревоги. Пейзажи Лакова из собрания музея, пожалуй, одни из самых щемящих и пронзительных образов эпохи, отражающие сложность и драматизм времени.