Размер шрифта Цветовая схема Изображения

«За парадным фасадом эпохи». Живопись, графика, скульптура первой половины ХХ века»


В состав выставки «За парадным фасадом эпохи» вошли картины русских художников первой половины ХХ века, хранящиеся в собрании музея «Новый Иерусалим».

Работы известных мастеров  Р. Фалька, А. Осмеркина, А. Шевченко, А. Волкова, А. Фонвизина, Н. Ульянова  украшают музейное собрание, но не являются его основой. Формирование музейной коллекции этого периода всегда было направлено на открытие пропущенных в официальной истории советского искусства имен художников, оказавшихся «за парадным фасадом эпохи». Искреннее, обращенное к извечным ценностям, их творчество не могло прийтись ко двору в пору, когда основным методом был объявлен метод социалистического реализма с его классовым, партийным подходом.

Большинство из представленных мастеров: Д.Е. Гуревич, Н.А. Лаков, Е.П. Левина-Розенгольц, А.А. Поманский, О.А. Соколова, Л.Н. Соловьев  прошли школу авангарда, начав свой путь в атмосфере подъема первых послереволюционных лет. Уже в ранних работах проявился талант ученицы Р. Фалька Е.П. Левиной-Розенгольц. Социальная и типажная заостренность картины «Кухарка», написанной художницей в 1927 году, сближает ее с традициями русского реалистического портрета рубежа ХIХХХ веков.

Творчество ученицы Ильи Машкова Ольги Александровны Соколовой представлено в музейном собрании разными периодами. Ее дарование в полной мере проявилось уже в годы ученичества. Пример тому  «Портрет братьев Смирновых» выполненный художницей в 1924 году.  От фигур, застывших как в моментальном снимке, от звучного цветового строя картины и плотной осязаемой живописной фактуры исходит огромная жизнеутверждающая энергия, энергия не только темперамента художницы, но и эпохи, в которую создавалось произведение.

Собрание представляет искусство мастеров, входивших в 1920-е годы в разные объединения: Л.Ф. Жегина и В.Ф. Пестель, состоявших в «Маковце», а затем в группе «Путь живописи»; С.М. Романовича, сохранявшего до конца жизни приверженность идеям «Маковца»; А.Ф. Софроновой, В.М. Милашевского и Т.А. Мавриной из группы «13»; Р.Н. Барто и Н.И. Витинга  участников объединения «Цех живописи».                            

Перечень группировок, в которые входили художники, можно продолжить, но важнее отметить, что при всех различиях неофициальное искусство «тридцатых» предстает как удивительно  цельное явление. Поэтичность, романтическая взволнованность отличает многие произведения художников, в независимости от их принадлежности к тому или иному объединению. Ими проникнуты работы Ростислава Барто, Льва Соловьева, Евгения Окса, Николая Тарасова, Антона Ястржембского.

Искусство мастеров «тридцатых» имело гуманистическую направленность. Интерес к человеку, оказавшемуся в новых жизненных обстоятельствах после революционных событий,  определял художественные поиски многих живописцев. Лапидарными и яркими характеристиками отличаются портреты Доры Гуревич. Образом эпохи можно назвать созданный ею портрет «Нюша», написанный в период ученичества у К. Малевича. В портрете ярче всего проявился талант Александра Поманского, обучавшегося во Вхутемасе в студиях М.В. Леблана и И.И. Машкова. Портреты А.А. Поманского разнообразны: от внутренне экспрессивных до почти классически выверенных. Привлекательны портреты Е.Ф. Ермиловой-Платовой. Как правило, это портреты простых, иногда малознакомых художнице людей, которые отличает простота и задушевность. Внутренним достоинством и какой-то особой просветлённостью отличается созданный художницей образ девушки-фронтовички (1943).

Излюбленный жанр мастеров «тридцатых»  жанр городского пейзажа. Гармоничность и умиротворённость московских пейзажей Сафроновой кажется, диссонируют с духом времени. Они отражают скорей внутреннее видение и внутреннюю свободу художницы, чем «железную поступь» «индустриального» века. 

Иной предстает Москва в картинах ученика А.М. Родченко Николая Лакова.  Москва   Лакова  это современный ему город, с постройками конструктивистов и трамваями. Лаконизм и прямолинейность форм домов, изображенных художником, создают атмосферу неуюта. Высокие заборы, колючая проволока, ночное освещение,  все это усиливает состояние тревоги. Пейзажи Лакова из собрания музея, пожалуй, одни из самых щемящих и пронзительных образов эпохи, отражающие сложность и драматизм времени.

Главное здание МВК МО «Новый Иерусалим», выставочный зал

 

Купить билет