Размер шрифта Цветовая схема Изображения
  • •••
  • Уникальные изразцы с выставки «От образца до изразца» вернулись в фонды музея «Новый Иерусалим»

Уникальные изразцы с выставки «От образца до изразца» вернулись в фонды музея «Новый Иерусалим»


В фонды музея «Новый Иерусалим» вернулись изразцы с выставки «От образца до изразца», которая прошла в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике. Экспозиция знакомила с развитием изразцового дела в России с XV по XXIвв.

В выставке также участвовали: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Государственный исторический музей, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино», Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева, ООО «Красноярская геоархеология» и коллекция Н.В. Сорокатого. Многие экспонаты, свидетельствующие о разнообразии изразцового искусства, были продемонстрированы впервые.

Среди экспонатов из фондов музея «Новый Иерусалим» наиболее интересными являются печные изразцы начала XVIII века, произведенные в монастырских мастерских или в непосредственной близости от Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.  Уникальны изразцы, на которых фигурки персонажей, изготовленные отдельно, прикреплены к гладкой поверхности лицевой пластины. Такая техника больше нигде не встречается.

В русском искусстве XVIII века, в том числе и в изразцах, широкое распространение получили различные аллегорические образы и эмблемы. В Новом Иерусалиме эти сюжеты на рельефных изразцах появились задолго до массового производства расписных изразцов с подобными сюжетами во второй половине столетия.

С деятельностью Яна Флегнера, который в 1709 году был прислан в монастырь Петром I, исследователи связывают уникальные изразцы I трети XVIII века с изображением Богородицы, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа и Иоанна Богослова, Христа Вседержителя из фондов музея, которые были частью облицовки престола в пределе Архистратига Михаила в Воскресенском соборе. Эти гладкие бело-синие изразцы отсылают нас к западноевропейскому искусству эпохи Барокко.

XVIII и XIX столетиях возле Ново-Иерусалимского монастыря функционировали многочисленные керамические мастерские. В собрании музея производство местных мастерских представлено фрагментами лицевых изразцов, карнизными изразцами и изразцами-перемычками. На двух фрагментах изразца XIX века, найденных в поле близ монастыря, сохранилась подпись мастера Архипа Грачёва – крестьянина из деревни Сычёвки (ныне район г. Истры).