Размер шрифта Цветовая схема Изображения
  • •••
  • Сегодня 120 лет со дня смерти одного из самых глубоких русских пейзажистов Алексея Кондратьевича Саврасова

Сегодня 120 лет со дня смерти одного из самых глубоких русских пейзажистов Алексея Кондратьевича Саврасова


120 лет назад умер художник Алексей Кондратьевич Саврасов - один из самых глубоких русских пейзажистов, яркий представитель московской художественной школы, создатель русского лирического пейзажа - пейзажа настроения и автор несомненного шедевра - картины «Грачи прилетели». После кончины художника другой выдающийся мастер пейзажа и его ученик И.И. Левитан писал: «Не стало одного из самых глубоких русских пейзажистов; с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к родной земле. Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества»».

Примерно со второй половины XIX века начинается эпоха утверждения национального характера русского искусства, в том числе и пейзажной живописи: холодное воспроизведение внешней красоты природы сменяется стремлением разгадать и воплотить ее душу, ее поэзию. Это стремление с каждым годом и с каждым десятилетием все возрастает.

А.К. Саврасов, как представитель этого направления, вышел из московской школы (Москва всегда была ближе к чисто живописным традициям, чем Петербург). Но первые его успехи были связаны еще с романтическим направлением в пейзаже.

Художник родился 12(24) мая 1830 года в семье московского купца- галантерейщика, с детства проявил способности к рисованию и в 1844 году, вопреки желанию отца, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в класс перспективной и пейзажной живописи К.И.Рабуса. В 1850 году он заканчивает Училище и за выполненные работы получает звание неклассного художника. На осенней выставке в Академии художеств в 1854 году выставлялись два морских пейзажа Саврасова, за которые ему присваивается звание академика. После смерти своего учителя в 1857 году Саврасов становится руководителем пейзажного класса Училища, в этом же году женится на Софье Карловне Герц - сестре известного археолога и историка искусства. Его окружали любящие друзья и преданные ученики. В 1862 году он путешествовал за границей: был на Всемирной выставке в Лондоне, посетил Францию, Германию, Швейцарию и даже написал несколько швейцарских видов. В общем, 1850-1860-е годы в жизни художника отмечены и житейскими, и творческими успехами.

В конце 1870 года художник вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», - писал он в этот период П.М.Третьякову. Одна за другой появляются картины «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем» и т.д. Но эти полотна, сами по себе достаточно мастеровитые, мало чем отличались от современных им пейзажей. И, наконец, Саврасов создает полотно под названием «Грачи прилетели» (1871 г). Эта картина стала совершенным откровением, яркой манифестацией новой, только зарождавшейся школы русского пейзажа. Никто до Саврасова не смог так глубоко и поэтично раскрыть подлинную красоту северной русской природы. Никаких внешних красот не было в саврасовской картине: сельские задворки, тающий снег, кривые березы с птичьими гнездами, лужи у деревянных построек, за которыми видна каменная церковь с шатровой колокольней - и только. Но такой художественной правдой повеяло от этого небольшого холста (62 х 48,5), что именно с него начинается новый период в истории русской пейзажной живописи. «Пейзаж «Грачи...» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и И.И (имеется ввиду Шишкин). Но все это - деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах», - писал И.Н.Крамской.

Полотно «Грачи прилетели» было выставлено на Первой передвижной выставке и немало способствовало ее успеху. С тех пор художник прочно связал свою творческую деятельность с Товариществом передвижных выставок, хотя участвовал и в выставках Академии художеств. Картины Саврасова выставлялись также на Всемирных выставках - Венской 1873 г., Парижской 1878 г. и на Всероссийской выставке в Москве 1882 г.

В поисках новых принципов пейзажа Саврасов много работает в окрестностях Москвы: в Сокольниках, Кунцево, Строгино, Братцево, выезжает в северные губернии. Но повторить успех «Грачей» ему уже не суждено. Из-за неурядиц в личной жизни художник оставляет преподавание в Московском училище живописи. Творчество его становится неровным. Последние годы жизни Саврасов проводит в нужде. Умер художник в 26 сентября 1897 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

В художественном собрании МВК МО «Новый Иерусалим» творчество Алексе Кондратьевича Саврасова представлено единственным произведением художника. Это - пейзаж «Ранняя весна», Х.м., 64 х 45,5 Работа была приобретена музеем «Новый Иерусалим» (тогда еще Московским областным музеем) в 1979 году у частного лица.

Позднее произведение, написанное на рубеже 1880-1890-х годов, - полотно Саврасова - вариация на любимую мастером тему ранней весны.

Голый, едва освободившийся от снега берег, круто спускающийся к бескрайней воде, высокие тонкие березки, окружающие избу на косогоре, ярко освещает закатное солнце. Во всех этих деталях - неброская красота и одухотворенность северной русской природы, впервые открытая Саврасовым в его знаменитых «Грачах». Кстати сказать, по формату «Ранняя весна» из МВК МО «Новый Иерусалим» почти совпадает с ними.