Размер шрифта Цветовая схема Изображения
  • •••
  • «Сад, открытый для всех». Живопись и графика Евгения Кравченко в музее

«Сад, открытый для всех». Живопись и графика Евгения Кравченко в музее


7 декабря в музее «Новый Иерусалим» открывается выставка работ Евгения Николаевича Кравченко (1937–2010). Это совместный проект музея и Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани (Москва). Сотрудники музея и Фонда заслуженно чтят замечательного живописца, чьи картины и графические произведения хранятся не только в этих коллекциях, но и во многих музейных и частных собраниях России и других стран.

Творчество Е.Н. Кравченко, уроженца Ашхабада, с раннего детства много ездившего с родителями по землям Туркестана, неразрывно связано с темой Востока. Эта тематика у художника нашла свое индивидуальное воплощение. Прирожденный колорист, он с рождения впитал все краски Востока. Особенно вдохновляла мастера Средняя Азия, «ее природа, люди и тепло».

Выставка освещает почти все этапы творчества художника: от времени его становления, увлечения живописью «русского француза» Николая де Сталя, работавшего на грани абстракции и фигуративности, до зрелого периода искусства мастера, сумевшего уже к 1970-м годам обрести свою неповторимую манеру. Атмосфера медитативности, погруженности в природу, слитности с ней чувствуется в лучших полотнах художника, основное средство выразительности которых – цвет. Именно через него Е.Н. Кравченко воспринимает окружающую действительность, создавая многослойное пространство то яркими, то нежными пятнами, нанося очертания свободными линиями и штрихами.

Позднее мастер открыл для себя иной Восток, побывав в Марокко и Йемене. Картины и пастели, выполненные по впечатлениям от этих поездок, наряду со среднеазиатскими будут представлены на выставке, также как и его произведения, созданные после путешествий по Европе. По ритму и цветовому решению европейские работы Кравченко отличаются от восточных, но и в Европе он искал и находил соответствия восточной культуре. Декоративность и орнаментальность он увидел в витражах западных соборов, которые вдохновили его на создание серии зарисовок, пастелей, картин. В этих картинах осуществлялось желание художника «перемешать» Запад и Восток. Сам мастер говорил: «Восток и Запад – они всегда разные. Это очень хорошо. Но они нередко не доверяют друг другу, непонятны друг для друга. Мне хочется перемешать их, по крайней мере, на холсте, чтобы получился красивый ковер, красивый сад, открытый для всех». В этот прекрасный сад музей приглашает своих посетителей.

К открытию выставки Издательский дом Фонда Марджани при участии музея готовит книгу о мастере, куда помимо статей искусствоведов войдут не опубликованные ранее дневниковые записи художника, а также воспоминания его друзей. Выставка будет дополнена предметами декоративного-прикладного искусства – среднеазиатской керамикой, тканями – вещами, которые всегда окружали Евгения Кравченко, умевшего даже в своей небольшой подмосковной квартире создать атмосферу туркестанского оазиса.

Кроме произведений из коллекций музея «Новый Иерусалим» и Фонда Марджани на выставке будут демонстрироваться работы, принадлежащие семье художника, а также его произведения из частных собраний.