Размер шрифта Цветовая схема Изображения
  • •••
  • 17 августа 230 лет со дня рождения М.Н. Воробьева одного из первых романтиков пейзажной живописи в России

17 августа 230 лет со дня рождения М.Н. Воробьева одного из первых романтиков пейзажной живописи в России


Худ. М.Н. Воробьев. 6(17) августа 1787 – 30 авг. (11 сент.) 1855.

Со времени появления пейзажного жанра в России красота вида природы считалась основным условием картины и обязательным ее содержанием. А так как классической страной пейзажа считалась Италия, то русские пейзажисты гораздо больше интересовались ее природой, чем природой родной страны. Когда русское искусство охватило романтическое течение, оно не могло не коснуться и пейзажной живописи. Развитие романтического пейзажа первой половины Х1Х века проходило по трем направлениям: изучение природы на итальянской почве, городской пейзаж на основе работы с натурой и открытие русского национального пейзажа. При этом ему были чужды настроения противостояния и горечь разочарования, которые были свойственны этому направлению, например, во французском романтическом пейзаже.

Одним из первых романтиков пейзажной живописи в России был Максим Никифорович Воробьев, чье 230-летие отмечается в этом году. В историю русской живописи он вошел не только как художник-новатор, но как воспитатель и наставник целого поколения известнейших русских пейзажистов. Среди них: И.К.Айвазовский, братья Г.Г. и Н.Г. Чернецовы, Л.Ф.Лагорио, А.П.Боголюбов, М.И.Лебедев, С.К.Зарянко.

Жизненный путь М.Н.Воробьева хорошо изучен. Он, как говорится, «человек из народа», уроженец Пскова, а с 9-летнего возраста вся его биография – и житейская, и творческая –  связана с Санкт-Петербургом. В 1798 году он поступил в Воспитательное училище Академии Художеств, а после него был принят в класс перспективной живописи Академии, где обучался у архитектора Тома де Томона и живописца Ф.Я.Алексеева. Закончил Академию в 1809 году с золотой медалью, что давало, по академическому уставу, право ехать «пенсионером» за границу для усовершенствования в мастерстве. Но в эти годы Европа была охвачена наполеоновскими войнами, поэтому Воробьев никуда не поехал, а остался в столице «пенсионером» Академии.

В 1814 году написал картину «Торжественное молебствие, совершенное русским духовенством в Париже на площади Людовика ХУ в присутствии союзных войск и при большом стечении народа», видимо, высоко оцененную «в верхах», так как уже со следующего года начал преподавать перспективную, а затем пейзажную живопись в Академии Художеств и делал это успешно вплоть до самой смерти.

Немалую часть творческого наследия художника составили топографические планы и зарисовки «Святых мест», сделанные по первому впечатлению. Воробьев посетил Палестину в 1820-1821 гг. по заданию Великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) в составе дипломатической миссии Дм.Вас.Дашкова в Турецкую империю. (Как известно, русский Двор всегда заинтересованно относился и к Новому Иерусалиму, и к его палестинскому первообразу). Поэтому первой задачей художника было «с точностью и с соблюдением истины» изобразить места, связанные со Смертью и Воскресением Спасителя, а также осуществить «снятие видов и планов» храма Гроба Господня в Иерусалиме, что строго запрещалось храмовыми стражами. Воробьев, «почти безвыходно находясь в храме и делая земные поклоны, мерил его карманным аршином», как это, вероятно, делал его русский предшественник Арсений Суханов в ХУ11 веке по заданию русского царя и патриарха. В изданных путевых записках Д.А.Дашкова отмечалось: «Мы пропускаем многие подробности, необходимые для того, кто желал бы иметь точные сведения о нынешнем положении храма: здесь они были бы утомительны и неясны. Надеемся, что любопытство читателей будет скоро удовлетворено изданием в свете прекрасного и полного плана великой церкви, снятого на месте г. академиком Воробьевым. Никто из новейших путешественников не имел для сего столько способов, и никто не мог бы лучше ими воспользоваться. К его рисункам приложится описание главнейших обрядов, исчисление икон и лампад каждого вероисповедания, и проч.» (Святые места вблизи и издали. Путевые заметки русских писателей 1 половины Х1Х века. М., 1995.с.26).   

Вернувшись на родину, художник представил свои труды императору Александру. Картины, связанные с его пребыванием на Святой Земле (пейзажи, виды монастырей и храмов, их интерьеры), были исполнены в мастерской и показаны на выставке в Академии Художеств. За картины «Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме» и «Вид Невы с набережной со стороны Троицкого моста при лунном свете» М.Н.Воробьев получил в 1823 году звание профессора перспективной живописи.

В 1828 г. во время русско-турецкой войны художник был прикомандирован к Главной квартире 2-й армии на Дунае. По возвращении из театра военных действий он исполнил ряд живописных картин. Среди них полотно, изображающее корабль с Николаем I на борту во время бури. Это одно из первых живописных изображений шторма отечественным художником.

В 1845-1846 гг. художник совершил еще одно путешествие: он посетил Италию, но второе путешествие было менее вдохновенное, чем первое. Он рисовал окрестности и виды Рима, Неаполя, пейзажи Сицилии, а по возвращении, уже в мастерской, воплощал их в живописи.  Поэтическое состояние итальянской природы, как и прежде, передавалось им с большим живописным мастерством. Его пейзажи эмоционально окрашены, в них он создает собственный идеальный мир, абстрагированный от натуры.

«Ты знаешь край, где мирт и лавр растет,

Глубок и чист лазурный неба свод,

Цветет лимон, и апельсин златой

Как жар горит под зеленью густой?

Ты знаешь край?.. Туда, туда с тобой

Хотела б я укрыться, милый мой!..» 

Полотно М.Н.Воробьева 1847 года «Итальянский пейзаж с руинами» из художественного собрания музея «Новый Иерусалим» может быть лучшей иллюстрацией этих стихотворных строк Иоганна Вольфганга Гете.