Размер шрифта Цветовая схема Изображения
  • •••
  • 15 февраля – Сретение Господне

15 февраля – Сретение Господне


15 февраля Русская Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня, о котором повествуется в Евангелии от Луки (Лк. 2: 22-39). Это событие произошло на сороковой день после Рождества Христова. Богородица и святой Иосиф Обручник по ветхозаветному обычаю принесли Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

На иконах этого сюжета обычно изображается их встреча в Иерусалимском храме праведным старцем Симеоном. Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов. В традиционной иконографии событие изображается на фоне архитектурных палат. Святой старец Симеон, получивший наименование Богоприимец, берет на руки Младенца Иисуса, которого передает ему Пресвятая Дева. Рядом со святым Симеоном Богоприимцем обычно изображается Анна пророчица, а рядом с Богородицей – Иосиф Обручник.

Изображение Сретения Господня встречается на иконах аналойного размера, на больших храмовых образах в церквях, посвященных этому празднику, на иконах средних размеров, входящих в праздничный ряд иконостаса, а также на иконах «Воскресение Христово, с двунадесятыми праздниками», как одно из праздничных клейм. Примером традиционной иконографической схемы может служить шестое клеймо иконы из музейного собрания «Воскресение Христово – Сошествие во ад, с 16 праздниками», выполненной ярославским мастером на рубеже XVII-XVIII веков.  Действие происходит на пороге храма на фоне архитектурных палат. Старец Симеон, написанный в правой части композиции, бережно принимает на покрытые плащом руки Богомладенца. Слева изображена Богоматерь с протянутыми к святому Симеону руками, за Ней – Иосиф Обручник и Анна Пророчица.

Иначе изобразил сцену Сретения Господня мастер XIX века в пятом клейме иконы из музейного собрания «Воскресение Христово, с 14 праздниками». Старец Симеон изображен в левой части композиции, в окружении двух ангелов со свечами, держащим Младенца на пеленах. Богоматерь представлена справа коленопреклоненной с молитвенно сложенными на груди руками. Склонившийся над ней Иосиф Обручник держит в руках двух голубей – принесенную Святым Семейством жертву Иерусалимскому храму. Подобный вариант иконографии возник на русской почве под влиянием западноевропейских образцов.