Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Изразцы в собрании музея "Новый Иерусалим"


Коллекция изразцов в настоящем виде сформирована научным сотрудником музея Савко Натальей Михайловной (1947-1995) в 1970-1980- х годах, когда изразцы были выделены в отдельный фонд. Она состоит из двух частей и включает в себя  печные изразцы и архитектурную керамику.  Печные изразцы, частично   происходит  из довоенного собрания музея и представляет собой  образцы московской печной керамики XVII века.  В период с  середины 1970-х годов и  до конца 1980-х эта часть фонда пополнилась изразцами,  найденными  на территории ансамбля и районе Скита Патриарха Никона в процессе реставрационных работ и уникальными экспонатами, полученными  в результате археологических  раскопок на территории г. Истры на месте керамической мастерской  первой трети XVIII века. 

Значительная часть коллекции печной керамики составляют расписные  изразцы  XVIII-начала XIX  века вполне типичные для своего времени. Ценность этой части собрания состоит в том, что многие изразцы происходят из памятников архитектуры Московской области и могут служить основой для реконструкции утраченных печей.  В 1986 году коллекция пополнилась печным набором из  белых рельефных изразцов, изготовленных на заводах Кузнецова в начале XX века. В целом эта  часть собрания дает возможность проследить процесс развития печной  керамики в России на протяжении  трех веков.

Архитектурная керамика в собрании музея главным образом представлена изразцами из декора Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря. Керамическое убранство Воскресенского собора занимает центральное место в истории русской архитектурной керамики. Многие композиции, созданные мастерами Нового Иерусалима, абсолютно уникальны и не имеет аналогий.  В 1941 году Воскресенский собор был взорван  немецко-фашистскими захватчиками, и значительная часть его, не имеющего себе равных керамического декора XVII века, была уничтожена. Из завалов было извлечено множество керамических фрагментов и  наиболее  сохранившиеся  из них, имеющие экспозиционный вид, записаны в фонд.  Так же в фонд были записаны  фрагменты  полностью утраченных изразцовых композиций, прежде всего фрагменты декора погибших Большой главы собора и верхних ярусов колокольни. Эти фрагменты бесценны с научной точки зрения и позволяют  реконструировать утраченный декор.

Фонд архитектурной керамики дополняют отдельные изразцы, изъятые реставраторами из ряда памятников архитектуры Московской области, подарки частных лиц и изразцы-новоделы.