«Два века русского искусства» из собрания музея «Новый Иерусалим»

Выставка создана на основе произведений живописи и отдельных предметов мебели и декоративно-прикладного искусства, которые поступили в музей в довоенный период из подмосковных усадеб и частных собраний, а также произведений, приобретенных музеем в 1970-1990-е годы. К сожалению, от довоенного периода дошла лишь малая часть собрания.

Основное место в экспозиции занимают произведения портретного искусства XVIII – первой половины ХIХ века. Восемнадцатое столетие справедливо считают веком портрета. Распространение портретного жанра происходит уже в петровское время. В эпоху глубоких преобразований и расцвета светской культуры деятельная, активная личность становится основным объектом искусства.

Периодом блестящего расцвета портретной живописи в России стала вторая половина XVIII столетия. Русское портретное искусство этого времени развивалось в двух основных направлениях: в жанре парадного портрета и портрета камерного. Последний наиболее полно представлен в собрании музея. От парадного камерные портреты отличаются небольшим форматом, композиционной простотой, отсутствием аксессуаров, сосредоточенностью внимания художника на лице портретируемого. Именно в камерном портрете в большей мере отразилось своеобразие русского искусства, близкого к идеалам Просвещения, прежде всего, к той части учения просветителей, которая трактовала вопрос о достоинстве человеческой личности.

Наивысшие достижения в развитии жанра камерного (интимного) портрета в русском искусстве II-й половины XVIII века связаны с именем Ф.С. Рокотова. Кисти Федора Степановича Рокотова принадлежит представленный в экспозиции «Портрет Маргариты Францевны Зотовой» из усадьбы Чернышевых-Зотовых в с. Лыткарино. Портрет относится к периоду зрелого творчества художника, когда живописные приемы мастера окончательно сложились, и сформировался тип так называемой «рокотовской» женщины. Красотой и изысканностью цветовой гаммы отличается портрет «Неизвестной в полосатом платье», написанный либо самим Рокотовым, либо художниками его круга. Гармонией и обаянием наделен «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» («Портрет гвардейского офицера»). Предполагается, что он также принадлежит кисти Ф.С. Рокотова.

Наряду с живописным, в России II-й половины XVIII столетия получил развитие скульптурный портрет. Русское общество предстает в работах одного из лучших мастеров скульптурного портрета Федора Ивановича Шубина. Точность и многогранность характеристик, разнообразие и богатство композиционных решений придают бюстам Шубина исключительную выразительность. На выставке представлен мраморный бюст А.М. Голицына работы Ф.И. Шубина, а также два бюста скульптора Якова Ивановича Земельгака, работавшего в мастерской Шубина и испытавшего его влияние на свое творчество.

Неотъемлемой частью русской художественной культуры XVIII–ХIХ веков является творчество иностранных мастеров, работавших в России, так называемая «россика». Шведскому художнику Александру Рослину, жившему в России в 1775–1777 годах, приписывается ряд портретов из собрания музея, которые также представлены на выставке. Лучший из них – портрет Захара Григорьевича Чернышева.

Усадебные портреты, которые можно увидеть на выставке, органично бытовали среди окружавших их предметов мебели и изделий, называемых предметами прикладного искусства. К первым годам XIX века относится столик-консоль, ножки которого исполнены в виде грифонов. Столик выполнен по эскизам знаменитого архитектора А.Н. Воронихина и аналогичен столику, хранящемуся в Павловском дворце. Типичные черты классицизма проявляются и в портрете Е.И. Вырубовой, который выполнен венгерским художником Иоганном Ромбауэром, работавшем в России с 1806 по 1821 год. По своей торжественности портрет Екатерины Вырубовой заслуженно может быть причислен к лучшим произведениям художника и к прекрасным образцам ампирного парадного портрета.

Романтические тенденции, существенные для русской культуры первой четверти XIX столетия, также можно наблюдать на выставке. Особенно ярко они проявились в портрете графа де Бальмена работы Александра Молинари, ощущаются они и в портрете С.М. Голицына, принадлежащего кисти выдающегося русского живописца В.А. Тропинина. С романтизмом связаны также успехи в развитии пейзажной живописи, которой посвящен небольшой раздел выставки.

Романтический настрой характерен для пейзажей М.Н. Воробьева, художника, школу которого прошли многие мастера. В «Итальяском пейзаже» из собрания музея природа кажется идеальной средой обитания человека. Понимание Воробьевым пейзажа, как сочиненного, возвышенного оказало влияние на его прославленного ученика, выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского. Романтизм Айвазовского состоит в передаче эффектных состояний природы. Его любовь к ярким, необычным мотивам ощущается и в небольших пейзажах одного из разделов экспозиции: «Заход солнца на море», «Окрестности Ялты ночью».

Выставка дает возможность ознакомиться с разнообразными тенденциями развития русской живописи XIX века, и, прежде всего, с наметившимся процессом демократизации искусства, выразившимся в расширении социального круга портретируемых, в возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека. В «Портрете неизвестной» Н.И. Аргунова сказалось добросовестное и честное отношение художника к натуре. Не приукрашивая модель, мастер передает ее своеобразие, сосредотачивая свое внимание на ее внутреннем мире.

Блестящим образцом искусства конца ХIХ – начала ХХ века является «Портрет А.Б. Высоцкой – Готц» работы Л.О. Пастернака. Эта работа отмечена единством стиля модерн, который чувствуется и в деталях интерьера, и в прихотливых линиях контура фигуры, формах кресла, общей «драгоценной» матовой поверхности холста. Последний «большой стиль» рубежа столетий возрождает жанр парадного портрета и в какой-то степени завершает двухвековое развитие русского искусства.

Кукольный спектакль «Принцесса и Свинопас»

21 октября в 12.00 МВК «Новый Иерусалим» вновь приготовил чудесный подарок детям и взрослым  Московский государственный областной театр кукол представляет сказку «Принцесса и Свинопас».

Это спектакль, который просто необходимо посмотреть всем ребятишкам и их родителям. Здесь рассказывается история о том, как однажды принц решил посвататься к принцессе. Он привез ей в подарок розу и соловья. Но капризная девушка отвергла его подношения. Тогда находчивый юноша решил предстать перед ней в образе простого свинопаса с таинственным музыкальным горшочком. Помогла ли ему эта хитрость завладеть сердцем красавицы?

Нетрудно догадаться, что в основе этой постановки лежит знаменитая сказка Г.-Х. Андерсена. Также подобные истории часто можно встретить в фольклоре многих народов мира и некоторых других авторских произведениях. Представление «Принцесса и Свинопас» отличается увлекательным сюжетом и добрым юмором. Кроме того, оно невероятно поучительно. Эта история учит ребятишек всегда добиваться поставленной цели, быть остроумными и предприимчивыми. Ведь только смекалка и позволит им быть счастливыми, а не какое-либо волшебство или чудо.

Знаменитая сказочная история неоднократно экранизировалась и ставилась на театральной сцене. На ней выросло не одно поколение детей со всего мира. Данная постановка выполнена в стилистике классического кукольного театра. Она практически полностью соответствует авторскому оригиналу. Спектакль полон юмора и интересных сценических решений, что привлекает к нему внимание не только детей, но и их родителей.

Балет «Ромео и Джульетта»

20 октября в 18.00 на сцене музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Московский театр классического балета представляет постановку «Ромео и Джульетта» по одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

Балет в 2-х действиях на музыку легендарного композитора – Сергея Прокофьева.
Продолжительность: 2 часа с одним антрактом.

Балет «Ромео и Джульетта», в котором соединились гении Шекспира и Прокофьева — занимает особое место в репертуаре театра «Классический  балет ХХI век». Бессмертное произведение Шекспира о трагической судьбе юных влюбленных на протяжении нескольких веков вдохновляет режиссеров, художников и кинематографистов.

Сегодня невозможно себе представить, что великой балерине Галине Улановой — первой исполнительнице партии Джульетты, — приписываются обидные для композитора слова: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете…» Мощь, масштаб и сила этой музыки были настолько необычными для своего времени, что даже выдающимся артистам казалось невозможным воплотить ее в пластике. Но история все расставила на свои места. Балет «Ромео и Джульетта» украшает афиши ведущих балетных трупп всего мира.

Постановка «Ромео и Джульетты» в редакции театра, решена в жанре хореографической фантазии  и является одной из самых удачных интерпретаций великого балета. В ней заняты лучшие солисты труппы, которые поражают безупречностью исполнения и артистическим талантом. Оформление спектакля  отличается особенной оригинальностью декораций, костюмы по красоте соперничают друг с другом, при этом  составляют идеальную колористическую гармонию. Каждый акт продуман до мелочей. Зрители, затаив дыхание, погружаются в мир зарождении первой любви и открытии огромного мира переживаний и чувств сопереживают героям, наслаждаясь гениальной музыкой и виртуозной хореографией.

Выставка «РОБЕРТ ФАЛЬК. ГРАНИ ТВОРЧЕСТВА» (16+)

C 15 сентября по 9 декабря в Музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» проводится выставка «Роберт Фальк. Грани творчества», которая представляет живописные и графические работы мастера из собрания музея «Новый Иерусалим» и еще шести российских музеев, в том числе ГМИИ им. А.С. Пушкина, музея им. Бахрушина, Музея Востока, а также частных коллекций.

Выставка приурочена к 60летию со дня смерти Фалька и призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления в период  обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, до последних работ. 

В экспозицию вошло 57 произведений. Некоторые из них представлены широкой публике впервые. 

Особый раздел составляют картины, которые художник писал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Они, как и ряд других экспонируемых работ, были созданы в то время, когда Фальк являлся активным членом авангардного объединения «Бубновый валет», пройдя через увлечение искусством примитива и кубизмом, воспринятым через творчество Сезанна.

Отражает выставка и парижский период, продолжавшийся почти 10 лет с 1928 по 1937 год, и ставший одним из самых плодотворных для Роберта Фалька, периодом «постижения  классики», в том числе искусства его любимого Рембрандта.

Выставка позволяет посетителям проследить весь творческий путь Фалька и познакомиться с многообразием интересов художника, с одинаковым блеском работавшего в жанре портрета,  пейзажа и натюрморта. А архитектура экспозиционного пространства помогает одну за другой открыть  «грани» более чем полувекового творческого пути художника. Чрезвычайно многопланового мастера, всегда умевшего оставаться самим собой. 

 

«НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ XVII–XX ВЕКОВ»

В музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» открыта постоянная экспозиция «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ XVII–XX ВЕКОВ». Она развернулась на площади более 1500 кв. метров и рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры в данном контексте, о личности патриарха Никона.

Концепция постоянной экспозиции «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XX веков» в сентябре 2017 года была одобрена на расширенном заседании Ученого совета, в котором принимали участие: заместитель Министра культуры Московской области Надежда Михайловна Жилкина, генеральный директор ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим» Василий Сергеевич Кузнецов, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, епархиальный древлехранитель Московской городской епархии Протоиерей Леонид Дмитриевич Калинин, а также искусствоведы и представители общественности.

Среди ключевых экспонатов экспозиции – парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря», на которой патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Многие предметы, изображенные на этом уникальном портрете, сохранились до наших дней, о некоторых есть упоминания в документах. В экспозиции представлены: панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери), которую мы видим на портрете патриарха, корольковые белые четки с рубинами. Сохранился и посох, с которым Никон изображен на портрете, с некоторыми переделками XVIII века. В коллекции церковных тканей музея «Новый Иерусалим» был обнаружен подризник, который был признан тем, что изображен на парсуне.

Постоянная экспозиция открывает широкой публике уникальные реликвии и позволяет посмотреть на них современным взглядом. Подлинную модель храма Гроба Господня XVII века, факсимильную подпись патриарха Никона и множество уникальных экспонатов можно увидеть в мультимедийном пространстве, насыщенном трехмерными моделями, голограммами и другими технологиями дополненной реальности.

Выставка «Константин Горбатов. Очарованный странник»

Музей «Новый Иерусалим» хранит единственное в своём роде собрание работ художника, которому могут позавидовать крупнейшие музеи страны. Уникальность и ценность собрания  в его полноте, оно отражает практически все периоды творчества мастера, этого странника, которого судьба и жажда новых впечатлений кидала по всему свету.

Ранний, российский период, представлен, в основном, малоформатными произведениями, с видами старых русских городов. Эти русские пейзажи с церквями, реками, березами  всем тем, что было мило сердцу художника, он писал до конца своих дней, находясь уже вдали от родины.

Наиболее многочисленный раздел собрания – итальянские пейзажи. После отъезда из России Конс­тан­тин Ива­но­вич Гор­ба­тов вмес­те женой Оль­гой Алек­са­нд­ров­ной нап­рав­ля­ют­ся в Ита­лию и жи­вут до 1926 года, в основном, на Кап­ри. В твор­чес­ком пла­не пер­вые заг­ра­нич­ные го­ды для Гор­ба­то­ва бы­ли пло­дот­вор­ны. В Ита­лии Гор­ба­тов об­рел иде­аль­ную эс­те­ти­чес­кую сре­ду.

Обосновавшись с 1926 года в Берлине, Горбатов до начала второй мировой войны много путешествовал: по-прежнему, часто бывал на Капри, Венеции, в середине 1930-х годов ездил в Палестину, Лондон, и от всех его поездок остались работы.

С началом войны выезд из Германии, где у них с женой было постоянное место жительство, был запрещен, так как они числились, согласно их загранпаспортам, советскими гражданами и им дважды в неделю, как «неблагонадёжным», приходилось отмечаться в полиции. Почти до конца своих дней художник продолжал творить: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине,  пейзажи старых русских городов.

Незадолго до смерти, К.И. Горбатов скончался 24 мая 1945 года, художник составил письмо-завещание. В завещании было написано: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным».

Судь­ба рас­по­ря­ди­лась так, что про­из­ве­де­ния Конс­тан­ти­на Гор­ба­то­ва, более 100 живописных и графических работ, и ар­хив ху­дож­ни­ка бы­ли пе­ре­да­ны из ГДР в му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим» (в то вре­мя Мос­ко­вс­кий об­ла­ст­ной кра­е­вед­чес­кий му­зей).

У любителей искусства Константина Горбатова вновь появилась возможность встретиться с его работами.