Программа квинтета «Симфоджаз братьев Ивановых» «Как рождается музыка? Искусство импровизации»

Как рождается музыка? Что такое импровизация? Можно ли видеть музыку? Есть ли у музыки характер и душа?  Можно ли нарисовать музыку?  Умеет ли музыка рисовать? Что такое музыкальные краски?  Может ли музыка изобразить картины и явления природы, портреты, рассказать историю или придумать волшебную сказку и помочь отважным и добрым сказочным героям победить зло? На все эти вопросы можно получить ответы, посетив концерт заслуженных артистов России, Лауреатов Премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, Лауреатов Премии Правительства РФ в области культуры Андрея и Михаила Ивановых.

19 августа в 14.00 на одной сцене  выдающийся композитор и джазовый пианист Михаил ИВАНОВ, творчеством которого восхищались зрители в лучших залах мира от Нью-Йорка до Иркутска, сольный контрабасист Андрей ИВАНОВ, единственный в мире, выступающий с импровизациями на темы Дж. Гершвина с оркестром Мариинского театра  п/у легендарного маэстро Валерия ГЕРГИЕВА и в дуэте с великим пианистом Денисом МАЦУЕВЫМ, дива программы «Романтика Романса» и финалистка программы «Главная сцена» певица и автор песен Полина ОРБАХ, звезда джаза, финалист программы «Большой джаз» саксофонист Денис ШВЫТОВ и один из самых востребованных барабанщиков Европы  Дмитрий ВЛАСЕНКО.

Высочайший профессиональный уровень исполнительского и импровизационного мастерства каждого музыканта в совокупности с индивидуальным опытом работы в различных коллективах и жанрах дает возможность ансамблю создавать и исполнять музыку в широком репертуарном диапазоне от праздничной мессы и обработок классики до джазовых стандартов и отечественных шлягеров.

Концертные выступления квинтета «Симфоджаз братьев Ивановых» отличает яркость и индивидуальная свобода каждого исполнителя в сочетании с деликатной способностью всех участников «подчиниться» общему замыслу программы и художественному образу исполняемой музыки. Творческая самоотдача и искренность исполнителей позволяет держать зрителей в едином эмоциональном состоянии, которое можно охарактеризовать как «восторг» от начала до конца концерта, а в целом  это буря эмоций, уникальный драйв и очарование публики!

Концертные программы, созданные под руководством братьев Ивановых, заслужено получили высшие награды в России и за рубежом: Гран-При «Euro-Jazz-Contest» в Бельгии за программу «MyRussianHeart» в 1989 г., Премия Правительства Москвы за программу с русской звонницей «София» в 2011 году, Премия Правительства России за цикл программ в Концертном зале им. Чайковского «Симфоджаз братьев Ивановых» в 2013 году.

Программы квинтета «Симфоджаз братьев Ивановых», представленные в МОФ, тематически и содержательно отражают настроение и дух времен годового календарного цикла: Рождественско-Новогодние, Масленичные (проводы зимы), Весенние (8 марта), Праздничные-Пасхальные и «Фиеста-Гала» летние-фестивальные.

Спектакль «Дюймовочка»

9 сентября 12.00 на сцене музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Московский театр юного зрителя представит музыкальную сказку по мотивам произведения Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Дюймовочка – необыкновенная девочка не потому, что она совсем крошечная. Ей дарована была не только тонкая талия, а еще и тонко чувствующая душа – хрупкая, словно цветок. История странствий Дюймовочки – это история непростого пути постижений. Постижений простых и сложных истин – Сострадания, Любви, Дружбы. На своем пути она встречает коварных и глупых Жаб, самодовольного и напыщенного Жука, и сердобольную Мышь, и отважную Ласточку, и скуповатого Крота – словом, самых разных жителей Волшебного леса. Все они проявляют крайний интерес к этой удивительной девочке. Она волнует их своей непохожестью. Она необыкновенна…. Необыкновенно мала. Необыкновенно изящна. Ее сразу хочется взять к себе, как диковинную вещицу. Ни спокойное болото, ни «высшее» общество жуков, ни уютная нора тетушки Мыши не делает Дюймовочку счастливой. И тем более, выгодное предложение Господина Крота провести с ним всю жизнь глубоко под землей, без единого лучика света-не приносит ей радости, а напротив, делает ее совершенно несчастной. Похоронить себя заживо? Нет!... Ни за что!... Неужели она рождена для этой незавидной участи? Но на помощь приходит отважная Ласточка. Когда-то Дюймовочка спасла ее от гибели, а теперь она спасает ее и уносит с собой в Удивительную страну Эльфов. Там Дюймовочка, наконец – то, обретает истинное счастье! Она встречает своего Прекрасного Принца и сообщество таких же, как она маленьких, ранимых и удивительно добрых эльфов. Она обретает крылья! Ведь ничто так не окрыляет как любовь!

Возрастная категория: 3+
Продолжительность: 1 час 30 минут с антрактом
 
Режиссер-постановщик: Вера Анненкова

Композитор: Егор Шашин

Автор текстов к песням: Сергей Копылов

Художник – постановщик: Сергей Тимонин

Художник по костюмам: Клена Родкевич

Художник по свету: Тарас Михалевский

Хореограф: Алишер Хасанов

Кукольный спектакль «Сказка о капризной принцессе и короле лягушек»

18 августа в 12.00 на сцене музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Московский областной государственный театр кукол представит зрителям интересную сказку, премьера которой состоялась в марте этого года.

Весьма поучительная история о капризной Принцессе! Звучит назидательно-скучно? Нет! Ведь Принцесса повстречает однажды того, кто живет в Королевском пруду, Повелителя Всех Лягушек, и получит от него очень необычный подарок… И еще там будет Принц, который любит сказки, и Фрейлины, которые любят колотить друг дружку…

А разыграют историю три уличных артиста. А что могут уличные артисты? О, не волнуйтесь! Они точно вас удивят, ведь от этого зависит их заработок. Если люди идут мимо и не бросают монет – артисты остаются голодными. Поэтому они затевают такое действие, которое привлекает всех и которое можно начать смотреть с любого места. Они играют сами, с куклами, на музыкальных инструментах, поют, ходят вниз головой, рассказывая историю не только поучительную, но еще забавную и удивительную.

Продолжительность 1 час 20 минут (с антрактом)
 
Режиссер-постановщик: Пётр Васильев
 
Художник-постановщик: Алевтина Торик

Композитор: Андрей Занога

 

ЭПОХА ДЮРЕРА. НЕМЕЦКАЯ ГРАФИКА И ЖИВОПИСЬ КОНЦА XV – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVI ВЕКА

C 19 мая – 19 августа 2018.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» совместно с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляют выставку работ Альбрехта Дюрера, его предшественников и современников «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века». В экспозицию войдут графические работы великого мастера – шедевры гравировального искусства, а также живописные произведения немецких мастеров из собрания ГМИИ и частных коллекций.

Графический раздел выставки составляют 100 работ из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Центральное место занимают работы Альбрехта Дюрера. Необычайная художественная одаренность, разносторонность интересов и широта знаний – все это нашло отражение в графике мастера. Он был первым художником в Германии, который стал одновременно работать во всех графических техниках, существовавших в XV–XVI веках.  В гравюре на дереве, резцовой гравюре на меди и офорте наиболее полно проявились все богатство его фантазии и мастерство исполнения. Гравюре по праву принадлежит ведущая роль в творчестве Дюрера. Семьдесят гравюр художника, представленные на выставке, исполнены в разных техниках и отражают все стороны творчества великого мастера. 

Эмоциональные ксилографии «Апокалипсиса» раннего Дюрера соседствуют в экспозиции с бытовыми рассказами из серии «Жизнь Марии» зрелого художника, строго построенная в технике резцовой гравюры композиция «Адам и Ева» – с более поздним, глубоко философским произведением «Меланхолия». 

На выставке также представлены графические работы мастеров круга Дюрера — произведения учителей и учеников художника, а также его современников. В экспозицию включен ряд ксилографий – иллюстрации из «Всемирной хроники» Гартмана Шеделя 1493 года, созданные в период, когда Дюрер учился в нюрнбергской мастерской Михаэля Вольгемута. Именно наблюдая за процессом создания этих иллюстраций, Дюрер мог познакомиться с особенностями работы в гравюре на дереве.

Одним из выдающихся предшественников Дюрера был Мартин Шонгауэр.  Он не был непосредственным учителем Дюрера, они даже не были знакомы, но художник с юных лет прекрасно знал его гравюры на меди, изучал его награвированные доски, позднее в своих работах использовал и расширял технические достижения этого мастера. Несколько уникальных листов Шонгауэра можно увидеть на выставке.

Галина Семёновна Кислых, куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А. С. Пушкина: 

В эпоху Дюрера гравюра, как самый молодой и гибкий вид искусства, получила широкое распространение в Германии и вошла в творчество почти каждого немецкого живописца.  Влияние Дюрера на современных ему мастеров переоценить невозможно. Об этом свидетельствуют экспонируемые листы. Среди представленных работ современников большая часть принадлежит знаменитым живописцам первой половины XVI века. Это и ученик Дюрера Ганс Бальдунг Грин, и, в какой-то степени соперник Дюрера, Лукас Кранах Старший.  На выставке можно познакомиться с ксилографиями Ганса Гольбейна Младшего и Ганса Бургкмайра Старшего. Каждый из них следовал Дюреру, развивая лишь одну черту, одну грань дарования великого нюрнбержца.

Графический радел выставки дополняет группа живописных картин из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина и московских частных коллекций. Все они исполнены немецкими мастерами на протяжении около пятидесяти лет –  с конца XV до первой трети XVI века – и являются характерными памятниками искусства того времени, которое принято называть эпохой Дюрера. 

Экспозиция демонстрирует разные этапы русского государственного и частного коллекционирования немецкой живописи конца XV – первой трети XVI века. Произведения подобраны из нескольких тематических групп. 

Среди представленных на выставке наиболее ранние памятники созданы мастерами конца XV столетия.  Это композиции «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» анонимного швабского художника и датированная 1496 годом, привлекающая своей мощной экспрессией работа «Бичевание Христа» кисти другого анонимного швабского мастера. 

В разделе живописи первой трети XVI столетия интерес представляют композиции «Снятие с креста», предположительно считающаяся произведением работавшего в Страсбурге монаха-иоаннита Вильгельма Штеттера, а также исполненная в южногерманском регионе, возможно, ульмским художником круга Мартина Шефнера «Сошествие Святого Духа на апостолов». С точки зрения редко встречающейся иконографии уникален созданный в регионе Верхнего Рейна цикл из восьми маленьких картин с изображениями Страстей Христовых. 

Вадим Анатольевич Садков, куратор выставки, заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Необычайно привлекательны работы художников, в той или иной степени испытавших влияние Альбрехта Дюрера. Образный строй и стилистика картины «Хождение по водам», приписываемой Гансу Леонарду Шауфеляйну, несет на себе печать прямого влияния дюреровского искусства, в то время как «Распятие с предстоящими» (так называемая вотивная картина семьи Эйнинген-Нойнек)» кисти анонимного Мастера из Месскирха является частичной парафразой известной гравюры Дюрера.  Данное произведение вводит зрителя в круг сложных философских идей и представлений, чрезвычайно популярных среди гуманистически образованных людей эпохи драматического столкновения между ортодоксальным католицизмом и Реформацией.  Отдельную стилистическую группу образуют работы популярного в свое время кельнского живописца Бартеля Брейна Старшего («Мужской портрет») и художников его круга («Снятие с креста, с семьей поклоняющихся донаторов»). Традиционная для немецкого искусства экспрессия художественных образов органично соединилась в них с пристальным интересом к многочисленным выразительным деталям реального мира и виртуозному их изображению, позаимствованным у нидерландцев. Небольшая по размерам картина «Бегство в Египет» Монограммиста АБ является фрагментом ныне разрозненного алтаря, посвященного истории жития Богоматери или детству Христа. Другие пять его частей, также написанные на липовых досках, хранятся в картинной Галерее старых мастеров в Дрездене.  

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Мы рады представить широкой аудитории один из выдающихся разделов коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина –  гравюры гениального Альбрехта Дюрера, его предшественников и учеников, а также живописные работы немецких мастеров эпохи Дюрера.Этим проектом в музее «Новый Иерусалим» мы продолжаем большую программу сотрудничества с музеями разных городов страны. 

Картины, собранные в рамках единой экспозиции графики и живописи, позволят получить представление об основных тенденциях немецкого искусства того времени, одновременно оттеняя глубокое своеобразие творческой индивидуальности и высочайшее мастерство Альбрехта Дюрера.

Выставку «Эпоха Дюрера. Немецкая графика и живопись конца XV – первой половины XVI века» будет сопровождать образовательная программа, состоящая из тематических лекций, мастер-классов, встреч с кураторами.

Кураторская группа:

Вадим Анатольевич Садков – доктор искусствоведения, профессор, лауреат премии Правительства Российской Федерации, заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Галина Семёновна Кислых – историк искусства, заслуженный работник культуры Российский Федерации, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

Руководитель проекта: 

Дарья Сергеевна Милованова – заместитель генерального директора музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим».

«НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ XVII–XX ВЕКОВ»

В музейно-выставочном комплексе Московской области «Новый Иерусалим» открыта постоянная экспозиция «НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ – ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ XVII–XX ВЕКОВ». Она развернулась на площади более 1500 кв. метров и рассказывает о том, как задумывался и складывался образ Святых мест в Подмосковье, о роли Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря как памятника русского зодчества, русской истории и культуры в данном контексте, о личности патриарха Никона.

Концепция постоянной экспозиции «Новый Иерусалим – памятник истории и культуры XVII–XX веков» в сентябре 2017 года была одобрена на расширенном заседании Ученого совета, в котором принимали участие: заместитель Министра культуры Московской области Надежда Михайловна Жилкина, генеральный директор ГБУК МО «Музей «Новый Иерусалим» Василий Сергеевич Кузнецов, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Феофилакт, настоятель храма священномученика Климента, папы Римского, епархиальный древлехранитель Московской городской епархии Протоиерей Леонид Дмитриевич Калинин, а также искусствоведы и представители общественности.

Среди ключевых экспонатов экспозиции – парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря», на которой патриарх Никон изображен стоящим на кафедре в полном священническом облачении во время богослужения. Многие предметы, изображенные на этом уникальном портрете, сохранились до наших дней, о некоторых есть упоминания в документах. В экспозиции представлены: панагия (знак архиерейского отличия с образом Богоматери), которую мы видим на портрете патриарха, корольковые белые четки с рубинами. Сохранился и посох, с которым Никон изображен на портрете, с некоторыми переделками XVIII века. В коллекции церковных тканей музея «Новый Иерусалим» был обнаружен подризник, который был признан тем, что изображен на парсуне.

Постоянная экспозиция открывает широкой публике уникальные реликвии и позволяет посмотреть на них современным взглядом. Подлинную модель храма Гроба Господня XVII века, факсимильную подпись патриарха Никона и множество уникальных экспонатов можно увидеть в мультимедийном пространстве, насыщенном трехмерными моделями, голограммами и другими технологиями дополненной реальности.

Выставка «Константин Горбатов. Очарованный странник»

Музей «Новый Иерусалим» хранит единственное в своём роде собрание работ художника, которому могут позавидовать крупнейшие музеи страны. Уникальность и ценность собрания  в его полноте, оно отражает практически все периоды творчества мастера, этого странника, которого судьба и жажда новых впечатлений кидала по всему свету.

Ранний, российский период, представлен, в основном, малоформатными произведениями, с видами старых русских городов. Эти русские пейзажи с церквями, реками, березами  всем тем, что было мило сердцу художника, он писал до конца своих дней, находясь уже вдали от родины.

Наиболее многочисленный раздел собрания – итальянские пейзажи. После отъезда из России Конс­тан­тин Ива­но­вич Гор­ба­тов вмес­те женой Оль­гой Алек­са­нд­ров­ной нап­рав­ля­ют­ся в Ита­лию и жи­вут до 1926 года, в основном, на Кап­ри. В твор­чес­ком пла­не пер­вые заг­ра­нич­ные го­ды для Гор­ба­то­ва бы­ли пло­дот­вор­ны. В Ита­лии Гор­ба­тов об­рел иде­аль­ную эс­те­ти­чес­кую сре­ду.

Обосновавшись с 1926 года в Берлине, Горбатов до начала второй мировой войны много путешествовал: по-прежнему, часто бывал на Капри, Венеции, в середине 1930-х годов ездил в Палестину, Лондон, и от всех его поездок остались работы.

С началом войны выезд из Германии, где у них с женой было постоянное место жительство, был запрещен, так как они числились, согласно их загранпаспортам, советскими гражданами и им дважды в неделю, как «неблагонадёжным», приходилось отмечаться в полиции. Почти до конца своих дней художник продолжал творить: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине,  пейзажи старых русских городов.

Незадолго до смерти, К.И. Горбатов скончался 24 мая 1945 года, художник составил письмо-завещание. В завещании было написано: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины отправить в Академию Художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт должным».

Судь­ба рас­по­ря­ди­лась так, что про­из­ве­де­ния Конс­тан­ти­на Гор­ба­то­ва, более 100 живописных и графических работ, и ар­хив ху­дож­ни­ка бы­ли пе­ре­да­ны из ГДР в му­зей «Но­вый Ие­ру­са­лим» (в то вре­мя Мос­ко­вс­кий об­ла­ст­ной кра­е­вед­чес­кий му­зей).

У любителей искусства Константина Горбатова вновь появилась возможность встретиться с его работами. 

 

Выставка «Привычки милой старины»

Выставка знакомит нас с отдельными явлениями повседневной культуры и быта разных сословных групп русского общества XIX века на материалах художественных коллекций музея «Новый Иерусалим». Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи и привычки, которые передаются и сохраняются поколениями. Одной из таких укорененных привычек русского человека в ХIХ веке становится чаепитие, хотя знакомство с чаем отмечается в Московском царстве еще в ХVII столетии.

В     ХIХ веке чай употребляли многие народы, но русская традиция чаепития имела свои особенности, свой «колорит». Большую роль в нем играл самовар – устройство для кипячения воды и приготовления чая, «русская чайная машина», как его называл на Западе.   Существует легенда, что самовар в Россию завез из Голландии Петр I, но в действительности самовары появились только через полвека после смерти царя Петра на заводах Урала. Самовар стал частью русской культуры, он воспет многими поэтами и художниками, а в настоящее время стал предметом коллекционирования. Коллекция самоваров ХVIIIХIХ вв., сформированная в музее «Новый Иерусалим» в послевоенные годы, составляет значительную часть его художественного собрания.   Она и стала основой выставки.

До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства в России было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением семейного уюта и гостеприимства, но и своеобразным выражением материального достатка. На выставке представлены самовары и другие «водогрейные» устройства разнообразных форм, которые были характерны для центров самоварного производства в Российской империи.

Представлена самоварная продукция середины XVIII века, выполненная мастерами уральских заводов, принадлежащих крупнейшим промышленникам Демидовым и известными тульскими фабриками ХIХ в.: «Товарищества паровой самоварной фабрики наследников В. С. Баташева», фабрика С.К. Пучкова, фабрика братьев Воронцовых и др.

Экспонируемые на выставке предметы из других музейных коллекций декоративно-прикладного искусства (фарфор, стекло, папье-маше), предметы меблировки,  служат более полному раскрытию атмосферы чаепития и расширяют привычные рамки вовлеченных в нее предметов.  На выставке воссозданы элементы интерьеров с сервированными столами для разных видов застолья.

Другой, не менее значимый предметный ряд выставки составляют многочисленные портреты – женские и мужские, людей разных сословий, в окружении предметов  своего рода знаков их быта и привычек. Среди этих портретов экспонируется «Портрет князя М. Н. Волконского с семьей» – редкий в русском искусстве тип группового портрета. Портрет является копией с несохранившегося произведения швейцарского художника ХVIII в. Иоханна Барду, выполненной крепостным художником по имени Савелий. В портретах, помимо индивидуальных натурных черт портретируемых, отображается стиль и мода времени их написания. Такими «стильными» портретами на выставке является портрет Елизаветы Михайловны Шаховской кисти Ф.А. Тулова и портрет Екатерины Алексеевны Мусиной-Пушкиной, который, предположительно, принадлежит кисти В.Л. Боровиковского. 

Легко узнаваемы на портретах представители купеческого сословия – «ядра коренного московского народонаселения», – по выражению В.Г. Белинского.  Если дворянство разнилось в зависимости от того, было оно столичным или провинциальным, особенно в первой половине ХIХ в., то «не только саратовские и астраханские, но и якутские купцы имеют очень большое сословное сходство с петербургскими, и сословные привычки их почти в одинаковой степени заслуживают сочувствия или порицания". (Н.Г. Чернышевский). Петр I, выделив купечество из общей массы горожан, ввел их разделение на гильдии, но окончательный вид гильдейское устройство купечества приобрело при Екатерине II. Гильдейские права купцов строго регламентировались.  Русское купечество в своем быту более других сословий сохраняло «привычки милой старины».

Частью социальной повседневности дореволюционной России являлись питейные заведения. За ХVIIIХIХ века сложилась довольно богатая система такого рода общественных мест, обслуживающая разные социальные слои империи – от кабаков до фешенебельных столичных ресторанов. Несмотря на уровень предлагаемых услуг, все они вписывались по законодательству в понятие «трактирный промысел», т.е. содержание мест, «чтобы… люди трактировать могли за свои деньги» (Указ Петра I от 1719 г.).   К концу ХIХ века кабак и трактир остались самыми распространенными. На выставке представлен трактирный самовар, дополненный живописной жанровой сценой «В кабаке» и рядом лубков, иллюстрирующих кабацкий быт. Трактир отличался от кабака по многим позициям. В ХVIII – первой половине ХIХ в. трактир использовался как постоялый двор. К концу ХIХ века он превратился как бы в «небольшой ресторан низшего разряда» для «чистой» публики, в котором можно было заказать не только горячительные напитки, но и выпить чаю и кофе.  

В нашем быстротечном современном мире добрая, русская традиция чаепития с настоящим самоваром, практически ушла в прошлое.  И то, что в ХIХ веке было неотъемлемой частью культуры и быта, в настоящее время становится предметом антиквариата и украшением музейных собраний.  Выставка «Привычки милой старины» позволит посетителю окунуться в атмосферу русской традиции чаепития.

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»

Московская область, г. Истра, Ново-Иерусалимская набережная, д. 1

Тел. +7 (498) 317-29-10