Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Зал с колоннами


Зал расположен на минус первом этаже музейно-выставочного комплекса в атриуме между залами Русского искусства XVII – начала XX века и экспозицией Русского искусства первой половины XX столетия. В основе оформления этого пространства заложена идея взаимодействия культурного и исторического наследия и современности. На примере произведений, выполненных в различных техниках монументального искусства, прослеживается взаимосвязь современного искусства с христианской культурой и обращение работающих в наше время мастеров к традициям античности.

Тема взаимодействия современного искусства с христианской культурой особенно актуальна для музея, включенного в кластер «Русской Палестины». Эта тема  сквозная для русского искусства ХХ века, она не исчезала даже в самые неблагоприятные для ее развития годы. Пример тому – копия фрагмента фрески Дионисия из церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово художника Бориса Петровича Чернышева, датируемая 19571958 годом. Проникнутая духом христианской культуры фреска настолько дышит жизнью, что копией ее можно назвать лишь постольку, поскольку она повторяет мотив росписи великого мастера рубежа XVXVI веков.

Творчество и вся жизнь Бориса Петровича Чернышева, бескорыстно преданного искусству, повлияли на многих мастеров. Безгранично ценит искусство Чернышева известный мастер-мозаичист Александр Давидович Корноухов. Александр Корноухов  лауреат международной премии по мозаике, лауреат Государственной премии, советник академии архитектуры, лауреат золотой медали академии художеств, член  корреспондент Академии художеств, активно работает для церкви как в России, так и за ее пределами. Его мозаиками украшены тимпан Сионского собора в Тбилиси (заказ Патриарха Грузии Ильи II), московские церкви св. Митрофания Воронежского, Спаса-Преображения в Тушине, св. Космы и Дамиана в Шубине, Успения в Успенском Вражке, церковь Знамения в Красногорске, а также храмы в Италии. В 1996 году он получил заказ от Папы Иоанна Павла II на украшение его личной капеллы RedemptorisMater в Ватикане. Мозаика Корноухова «Вход Господень в Иерусалим»  одно из лучших творений мастера, которое позволяет считать его подлинным наследником и продолжателем традиций византийского искусства. Обращение к греческим корням  а Византия многое приняла от античной Греции  чувствуется и в светских мозаичных композициях Корноухова. «Трио» и «Сад» А.Д. Корноухова преисполнены классической гармонии. А.Д. Корноухов передает свое мастерство ученикам  и это не просто передача технических навыков, а введение молодых художников в высокую культуру. Мозаичный «Пейзаж» Ольги Абрамовой, ученицы Корноухова, при всей простоте мотива и кажущейся простоте исполнения  многозначен. Мозаика как вид искусства восходит к формам монументального искусства, в котором нет места детализации. Пейзаж Абрамовой – это своего рода микрокосм, где есть главное: дома и деревья.

Учеником Корноухова можно назвать и Дмитрия Пошвина. Сюжет фресок, выполненных Дмитрием совместно с женой Натальей, обращен к житию раннехристианского мученика, лицедея Порфирия Эфесского, казненного Юлианом Отступником (361 год). Фрески молодых авторов свидетельствуют не только об их знании образцов раннехристианской культуры, но и о прочувствованном восприятии ее. Рельефы известного скульптора Анатолия Федоровича Комелина отличает глубокое проникновение в традиции древнерусского искусства. К созданию каменных рельефов он обратился более 20 лет назад. Задолго до этого он открыл для себя и был под большим впечатлением от белокаменных рельефов XIII века Юрьева-Польского, увлекся древнерусской иконой и резьбой. Его рельефы украшают храмы Москвы, Переделкино и Тарусы. Как отмечают специалисты, «в храмовой скульптуре мастер тщательно варьирует глубину резьбы, вид подсечек, рассчитывает, сколь выразительны будут тени в зависимости от пространства, в котором предполагается разместить произведение, и от характера его освещения. Композиция и ритм рельефа передают и внутреннюю динамику изображения, и иератизм вневременного предстояния персонажей».

Напрямую к античной истории обращается в своем панно, выполненном в технике ручного ткачества, действительный член Российской Академии художеств, лауреат премии Москвы в области изобразительного искусства Алла Алексеевна Шмакова. Ее гобелен «Пепел Помпеи»  это своего рода метафорическая картина мира, в которой сопрягаются быстротечность и вечность. Сама художница говорит о гобеленах, как о застывших сценах красивого спектакля, подчеркивая, что «решение пространства в шпалере, как и на сцене, условно ограничено и обладает той же магией».

Работы мастеров, представленные в экспозиции зала, дополняют артефакты: классические колонны начала ХIХ столетия, они служат камертоном, эталоном высокого звучания всех представленных в общем культурном пространстве произведений.