Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Русское церковное искусство XVI – XIX вв.


Экспозиция русского церковного искусства XVI – XIX веков включает произведения иконописи, медного литья и отдельные предметы церковной утвари. Эти коллекции сформировались благодаря активной собирательской деятельности музея в послевоенное время, так как существовавшее ранее музейное собрание, основу которого составляли произведения из Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, почти полностью погибло в 1941 году. Из документов известно, что в обители хранились древние иконы, выполненные на дереве, холсте, металле и стекле мастерами из разных иконописных центров России – Москвы, Новгорода, Ростова Великого.

Собранная вновь из разных источников коллекция икон не имеет прямого отношения к истории и художественной жизни Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В то же время несколько экспонируемых произведений из храмов Московской области дают представление о стилистических особенностях церковного искусства московского региона. Среди них образ «Спас в силах» из деревянной Троицкой церкви Истринского района, написанный во второй половине XVII века, и комплекс из четырех икон второй половины XVIII столетия из иконостаса Воскресенской церкви села Воскресенское Ногинского района.

Происхождение некоторых произведений удалось восстановить благодаря близким стилистическим аналогиям. Примером является икона «Богоматерь с Младенцем на престоле», выполненная ярославскими иконописцами Иваном и Афанасием Шустовыми в 1747 году для местного ряда иконостаса Троицкой церкви Власьевского прихода в Ярославле. Дата ее написания, авторство и происхождение определяются по парной подписной иконе «Спас Вседержитель на престоле», хранящейся в собрании Ярославского художественного музея.

В коллекции имеется также несколько икон с надписями, сообщающими об авторе и годе создания. Например, образ Господа Вседержителя, выполненный Иваном и Василием Москвитиными в 1681 году и Казанская икона Богоматери, написанная московским мастером Феодотом Феофановым Ухтомским в 1724 году.

Экспонируемые в залах музея произведения создают достаточно полную картину развития русского церковного искусства в XVI – XIX веках. Стилистические особенности икон позволяют отнести их к разным периодам и художественным центрам. Среди лучших произведений собрания – работы строгановских иконописцев (например, образ «Спас Эммануил» первой трети XVII века, приписываемый знаменитому мастеру Прокопию Чирину) и изографов Оружейной палаты («Корсунская икона Богоматери, с равноапостольными царями Константином и Еленой на полях»). Творчество мастеров Русского Севера представлено иконой «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, с избранными святыми на полях» первой трети XVII века и трёхстворчатым складнем «Святитель Николай Чудотворец (Можайский), с четырьмя клеймами жития, Троицей Ветхозаветной и Благовещением» первой половины XVIII века. Церковное искусство Поволжья характеризуют образы «Святой Иоанн Предтеча» начала XVIII века и «Благовещение Богородицы» конца того же столетия.

Новая экспозиция демонстрирует стилистическое и иконографическое многообразие русского церковного искусства, творческие поиски мастеров, работавших в едином русле христианской традиции. Представленные в музее произведения интересны как специалистам, так и широкому кругу посетителей, интересующихся русским художественным наследием.

 

Купить билет